Современные методы строительства инженерных сетей

 Городские дороги от пригородных отличаются тем, что под конструктивными слоями дорожной одежды на городских улицах и дорогах располагается достаточно большое количество подземных инженерных сетей и сооружений (водопроводы, канализационные сети, всевозможные кабели: силовые, телефонные и пр., газопроводы, тепловые сети и т. д.). Очень часто жители города спрашивают: «Почему иногда так резко ровность городских дорог отличается по своим показателям от ровности пригородных автомобильных дорог?»

Надо признать, что, в действительности, показатели ровности пригородных дорог лучше, чем городских. И в первую очередь потому, что городские дороги и улицы после траншейного восстановления, восстановления шурфов и пр. вслед за работами по ремонту подземных коммуникаций, находящихся в зоне проезжей части дорог и тротуаров, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 по предельным значениям показателей эксплуатационного состояния. Это обстоятельство является основной причиной.

Инженерные сети, сети инженерно-технического обеспечения (СИТО): под понятием «инженерные сети (системы, коммуникации)» понимаются системы, обеспечивающие жизнедеятельность потребителей: населения, коммунально-бытовых и промышленных предприятий, а именно:

•внешние системы электроснабжения (линии электропередач, трансформаторные и тяговые подстанции и т. д.); 
•внутренние системы электроснабжения (домовые сети напряжением 380 В и ниже); 
•внешние системы теплоснабжения (городские теплосети, тепловые пункты и внутриквартальные сети); 
•внутренние системы теплоснабжения (системы горячего водоснабжения и отопления зданий и сооружений); 
•внешние системы водоснабжения и водоотведения (источники водоснабжения, гидротехнические сооружения, водопроводные и канализационные очистные станции, коллекторы, насосные станции, внутриквартальные сети); 
•внутренние системы водоснабжения и водоотведения (системы водоснабжения и водоотведения зданий и сооружений); 
•системы вентиляции и кондиционирования воздуха (жилых и общественных зданий и сооружений и объектов инженерного обеспечения); 
•системы наружного освещения (улиц, дорог, витрин, стендов и т. д. и относящихся к ним линий электропередач напряжением 10 кВ и ниже); 
•системы газоснабжения (газораспределительные пункты, регуляторы давления, фильтры, предохранительные клапаны, счетчики, газопроводы и т.п.) 
•внешние сети связи; 
•внутренние сети связи (телефонная сеть, структурированная кабельная система, система автоматизированного диспетчерского управления, система контроля доступа, система визуализации).

Раньше при прокладке и переустройстве подземных инженерных сетей и сооружений, строительстве инженерных сетей при пересечении проезжей части магистральных улиц городского значения был закрытый способ (прокол или продавливание).

В этих случаях при ремонте и строительстве инженетрных сетей в пределах проезжей части стенки грунта и конструктивных слоев дорожной одежды не закреплялись, и происходило их разрушение. Также на вскрытых участках дорог и тротуаров нарушалась однородность показателей физико-механических свойств грунта и конструктивных слоев дорожной одежды, следствием чего являлись просадки грунта.

В настоящее время существуют более совершенные (современные) технологии строительства инженерных сетей и сооружений закрытым способом.

Бестраншейные методы восстановления и прокладки новых подземных коммуникаций используются в наши дни все чаще. Основные бестраншейные методы, которые получили наибольшее распространение в России за последнее 10-летие, следующие:

  • горизонтальное направленное бурение (ГНБ);
  • продавливание и микротоннелирование (МТ);
  • управляемый прокол;
  • безлюдная инспекция внутренней поверхности трубопроводов с помощью телекамер;
  • восстановление трубопроводов методами CIPP и Sliplining;
  • местный ремонт трубопроводов с помощью робототехники, включая установку бандажей;
  • перекладка трубопроводов методом «взламывания» (технология «pipebursting»);
  • безлюдная очистка и зачистка трубопроводов путем нанесения на их внутренние поверхности покрытия из специальных растворов.

Для экономичного использования технологии бестраншейной прокладки трубопроводов решающее значение имеет детальное изучение свойств и состава грунта. Геофизические исследования позволяют провести послойное вертикальное или горизонтальное изучение грунтов на предмет выявления «препятствий», таких как трубопроводы, трубы, шахты и т. д.

Горизонтальное направленное бурение позволяет производить работы по прокладке подземных коммуникаций в обход препятствий. Эта технология позволяет прокладывать не только магистральные трубопроводы, но и работать в условиях плотной городской застройки с большой насыщенностью различных подземных коммуникаций.

Технология ГНБ позволяет бурить прямолинейные и криволинейные скважины в горизонтальной и вертикальной плоскостях нужной конфигурации для стальных и полиэтиленовых труб. Таким образом можно достичь желаемого результата, не прекращая движения транспорта и пешеходов, не уродуя облика города и не разводя привычной строительной грязи.

За минувшие 30 лет использования ГНБ из перспективного метода превратилось в широко используемую технологию. На сегодняшний день более 70% инженерных коммуникаций в городах всего мира прокладывается именно методом горизонтального направленного бурения.

В чем суть технологии горизонтального направленного бурения?

На основании предоставленной подосновы разрабатывают проект трассы. В котлован устанавливают машину и начинают работу:

  • бурение пилотной скважины;
  • расширение пилотной скважины;
  • протаскивание трубопровода.

Казалось бы, все очень просто! Но перед тем как начинать бурение, надо в обязательном порядке уточнить истинное местоположение коммуникаций различными методами: визуальными и геофизическими. Во время бурения также могут встречаться самые разные «сюрпризы», вплоть до археологических.

Высокие темпы проведения работ, сравнительно низкая их стоимость и высокая экологичность дают специалистам право утверждать, что в данной сфере деятельности будущее за горизонтальным направленным бурением.

 

По материалам сайта «Стройка»

Ваша заявка успешно отправлена!

Ваша заявка успешно отправлена!