Кризис и строительный рынок Новосибирска: мнение эксперта

Олег Фокин

Строительная отрасль одна из первых почувствовала на себе влияние мирового финансового кризиса. О том, какие меры по обеспечению устойчивости своего бизнеса предпринимают игроки новосибирского строительного рынка, мы беседуем с Олегом Фокиным, директором «Сибирского инженерного бюро», компании занимающейся проектированием и монтажом инженерных систем.

 

- В декабре уже можно подводить определенные итоги. Каким был этот год для вашей компании?
- В этом году произошло увеличение оборота в два раза. То есть, мы выполнили инженерных услуг в два раза больше, чем в прошлом году. Причем состав компании не изменился. 

- Строительная отрасль одна из первых почувствовала на себе финансовый кризис. Как это отразилось на новосибирском строительном рынке в целом, и на инженерии в частности?
- Об отрасли в целом могу сказать, что в сложной ситуации оказались недострои. Это объекты, которые только начали строиться или находятся в стадии: от одной трети до уровня 40-50%%. Все строятся на кредитные деньги, соответственно многие такие объекты сейчас заморожены, находятся в ожидании финансовых вливаний. Естественно все это влияет на нашу сферу, инженерию. 

- За счет чего вы выживаете сегодня?
- В условиях кризиса особое внимание стали уделять государственным и муниципальным заказам. В принципе мы всегда работали в этой нише, и даже один из первых заказов у нас был муниципальный. Но сейчас интерес к ней возрос. 

- То есть, этот сегмент дает вам стабильность?
- Не то, чтобы стабильность. Нужные объемы там бывают не всегда. Конечно, сами понимаете, бюджет – это совершенно другие расценки, прибыль и условия работы. Если с коммерческой структурой все понятно: отработал – тебе заплатили, то здесь оплаты приходится ждать подолгу. 

- В связи с кризисом произошли какие-то кардинальные изменения в отрасли?
- Пока каких-то громких заявлений не было. Мы наблюдаем сокращение штата и урезание зарплаты, в ряде случаев даже на треть в ряде компаний города.
На мой взгляд, многие стали прикрываться кризисом. Из-за своей внутренней не отлаженности они и раньше плохо платили, а теперь совсем. И если с нами, субподрядчиками все как-то более или менее понятно, то те же инвесторы, которые покупают квартиры в жилых домах, сильно пострадают от этого. 

- Сейчас много говорится о господдержке. Строительной отрасли что-то достанется? 
- Нашему государству проще что-то заплатить, чем у него взять. Это неотъемлемая часть общения с ним. Непосредственной помощи, конечно, не будет, только опосредованно. При этом поддержку ощутят те компании, которые ближе к муниципалитету: кто помогает муниципалитету, кто строит для муниципалитета или участвует в реализации муниципальных программ. Коммерсантам, которые строят, например, торговые центры, надеяться не на кого.

Олег Фокин- Как скажется текущая ситуация с упомянутыми сокращениями штата, зарплат в будущем?
- Мало того, что сокращаются объемы строительства. То есть мы не стали получать подряды, на которые надеялись и естественно подрядчики сами не строят, потому что нет финансовых средств. Это еще приведет к тому, что когда появятся финансовые средства и нужно будет заново все возобновлять, начнется пробуксовка. Сами понимаете, нет людей, нет работы. Если у тебя нет определенного штата инженеров, то ты не начнешь работать так быстро и лихо, как ты строил до этого. И работодатели, которые сокращают у себя людей, наверное, понимают это, но видимо надеются в дальнейшем быстро восстановиться.
На мой взгляд, это следствие неправильной политики компании в плане расходов и доходов. Кто вынужден сокращать у себя рабочую силу – тех же инженеров, тот имеет большую задолженность не только по заработной плате, но и перед своими поставщиками.

- То есть у таких компаний изначально были ошибки в управлении?
- Да, такой стиль работы. Буквально вчера я встречался с одним из крупнейших поставщиков в городе. Сейчас у них есть четыре крупных строительных компаний, которые должны им деньги, но не в состоянии рассчитаться. Такие организации первыми вынуждены сокращать расходы.

- Сложившаяся ситуация как-то повлияет на перераспределение сил на строительном рынке?
- Да, рынок уже начал меняться. Сейчас строительные компании, не имея представления об инженерных услугах, пытаются забрать себе наши профильные объемы. Но сами они естественно выполнять их не будут, так как для их реализации у них нет соответствующих ресурсов. Да, они строители, могут ставить коробки, но они не инженеры. Будут отдавать на субподряд тем, кто согласится работать за небольшие деньги. В итоге пострадает качество. Такая ситуация совершенно не радует.

- На ваш взгляд, как надолго затянется ситуация с кризисом?

- Если судить по заявлениям Медведева, то кризис продлится примерно полтора года. Но у нас в стране как? Если президент сказал полтора, значит умножай на два.
Очень голодной у строителей будет зима. Такой ситуации в отрасли не было, я думаю, с середины девяностых. У крупнейших поставщиков стройматериалов оборот уже упал до уровня прошлого года.
 

- Каковы ваши прогнозы относительно цен на жилье?
- Как сказал директор «Сибири», не ждите понижения цен. Потому что материалы закупались еще по ценам, которые были полгода назад. Все же понимают, из чего складывается цена. Затраты прямые – они как есть так и будут, ниже них ты не опустишься никак.

 

- А коммерческая недвижимость?
- Здесь все еще сложнее. Изначально, если смотреть по спросу – торговые центры в городе были заполнены на одну треть еще до кризиса. Перепроизводство коммерческих площадей в городе видно невооруженным взглядом. И первые кто пострадал – это коммерческая недвижимость. Ведь там нет государственных денег. И почти сразу многие коммерсанты приняли решение дальше не строить. Например, «Миракс групп», один из крупнейших девелоперов в Москве, из 65-ти объектов 62 заморозили сразу, как только началась первая волна кризиса.

 
- Если смотреть в целом, какова рентабельность строительного бизнеса? 

- В районе 20 %.

- А в инженерии?
- Если брать нашу компанию, рентабельность за последние полгода составила примерно 27%. Но все объекты разные: есть и 7, и 4 и 12%.

- Как, по-вашему, что поможет строителям и инженерам пережить кризис?
- Выживать в этих условиях можно только работая с государством, это первое. Второе, скажу откровенно, компания нашего уровня никогда не занималась индивидуальным жилищным строительством: коттеджами, домиками, квартирами. Это не те объемы, к которым мы стремились. Но сейчас мы вынуждены рассматривать все варианты. Люди идут и с коттеджами, и с квартирами и мы готовы с ними работать. Третий вариант, который, как мы видим, активно сейчас применяется, сокращение персонала. Но мое личное мнение, если ты набрал специалистов, то их надо держать. Потому что главный костяк компании – это специалисты. Сейчас многие компании нашего профиля убирают инженеров, а потом испытывают трудности. Элементарно, например, в компанию поступают чертежи, и без инженера вы не выполните даже заявку на материал.

- Как строительной отрасли можно помочь в масштабах государства? - Мы видим, что сейчас активно поддерживаются банки. Но пока банки перераспределят эти средства, на кредитование строительства останутся не те деньги, которые нужны. Опять же, кредиты будут выдаваться после очень строгого отбора.
Однозначно, что те объекты, которые находятся на завершающей стадии строительства, их нужно заканчивать. Под такие объекты необходимо менять кредитные условия. Люди готовы брать кредиты, готовы достраивать, но банки отказывают. И соответственно по цепочке от этого страдают все. Сначала застройщик, потом подрядчик, субподрядчик. Если ситуация не изменится, то буквально за год вся строительная отрасль отойдет к уровню года 95-го, периоду начала развития строительной отрасли. И потом сделать резкий старт будет уже невозможно.

 

- В связи с проблемами в строительной отрасли планируете осваивать какие-то смежные сферы?
- Сейчас мы активно развиваем такое направление, как проектирование и монтаж узлов учета тепловой энергии. Ведем это направление давно, но теперь открылись для продаж. То есть решили реализовывать эти материалы. Потому что, когда берешь проект на узел учета тепловой энергии, тебе могут поставить основные материалы – тепловычислитель, преобразователь расходов, датчики температур и GSM-модем. Это много кто может сделать, а скомплектовать его полностью от тепловычислителя до последней гайки, этим заниматься либо не хотят, либо не могут. Мы всегда сами комплектуем узлы учета тепловой энергии и сейчас готовы предложить свои услуги рынку инженерии. Это позволяет экономить средства и время.

 

- Каковы перспективы развития вашей компании?
- Что касается планов компании в целом, то конечно мы планировали увеличение объемов. Однако теперь сложно сказать, будет ли вообще рост отрасли. Уже сейчас около одной трети всех объемов наших работ переходит на следующий год, так как они заморожены. Что касается новых объектов, думаю, 2009 год не будет интересным в этом плане. По прогнозам поставщиков стройматериалов, которые лучше других владеют ситуацией на рынке (потому что именно к ним приходят строители для обсчетов и составления коммерческих предложений), перспективы не радужные. Каждый застройщик будет очень кропотливо относиться к тому, какие проекты реализовывать.

Беседовала Галина Эрентраут,
Business Face

10 декабря 2008

Ваша заявка успешно отправлена!

Ваша заявка успешно отправлена!